От Spice к Uriah Heep: трансформация

Перевод буклета компакт-диска «Uriah Heep — The Lansdowne Tapes» (1993 год)

От Spice к Uriah Heep: трансформация. Архив студии Lansdowne. 1969-1971. Ранее не издавалось.

Uriah Heep — одно упоминание этого имени вызывает сильную реакцию среди тех, кто принимал участие в индустрии рок-н-ролла. Изначально Урия Хип был персонажем романа Чарльза Диккенса «Давид Копперфильд». Но Uriah Heep, о котором мы ведем речь, вырос из скромных начинаний, имевших место в начале 70-х годов, и стал одним из ведущих авторитетов в рок-музыке, оказал влияние на многие группы и имел огромный успех. Название этой группы постоянно мелькало на страницах прессы. Даже самые ярые противники группы были вынужден признать ее популярность. Только в 70-х годах Uriah Heep продали более 50 миллионов пластинок. Такие разные группы, как Iron Maiden и Queen, признавали, что Uriah Heep оказали влияние на их собственное творчество.

Этот компакт-диск является сборником, в который вошли записи группы, созданные в годы формирования их музыкального стиля. Запись этих песен была организована и проходила под руководством Пола Ньютона-старшего и Джерри Брона. Сборник позволяет проследить путь группы от Spice, состоявшей из 4 человек, с которыми Джерри Брон в 1969 году подписал контракт для своей фирмы Hit Records Production, и до того момента, как этот состав трансформировался в Uriah Heep. Большинство записей Spice были сделаны незадолго до начала и во время работы над дебютным альбомом «Very «Eavy… Very ‘Umble». Остальная часть сборника относится к записи альбомов «Salisbury» и «Look At Yourself». Все эти песни были записаны на четырех- и восьмиканальном магнитофонах в студии Lansdowne, которая находится недалеко от Холланд-парка в Лондоне.

Группа Spice выросла из полупрофессиональной команды The Stalkers, игравшей ритм-энд-блюз. The Stalkers образовались в 1965 году, когда Британия переживала пик увлечения бит-музыкой. В течение двух лет они выступали в местных клубах, исполняя кавер-версии известных песен. Состав группы достаточно часто менялся, и имена большинства ее участников забыты. Мик Бокс, бывший в группе с самого начала, вспоминает барабанщика Роджера Пендлтона (Roger Pendleton). Именно по предложению Роджера в группу был приглашен молодой кудрявый Дэвид Гэррик (David Garrick, кузен Роджера), впоследствии сменивший фамилию на Байрон.

Бокс начал играть на гитаре, когда ему было 14 лет. До того, как он основал The Stalkers, Бокс со своими приятелями аккомпанировали вокальному женскому дуэту. Байрон пел с восьми лет, в основном в кругу семьи и на местных праздниках. Бокс и Байрон хорошо сработались и начали писать собственные песни. В 1967 году они решили покончить с полупрофессиональным существованием группы и сделали музыку своей основной профессией. Остальные участники The Stalkers посчитали для себя такой шаг слишком рискованным, и группа распалась. После некоторого размышления, что теперь делать, Бокс и Байрон организовали группу Spice.

В ранний состав Spice входил барабанщик Найджел Пегрэм (Nigel Pegram) и басист Барри Грин (Barry Green) — впоследствии он стал известным поп-певцом, в 70-х годах его песни возглавляли хит¬парады. В 1968 году в группу пришел другой басист. Известно, что его звали Альф. В середине 1968 года его сменил Пол Ньютон.

Ньютон играл на бас-гитаре с 14 лет. Он работал с Brian ‘Blinky’ Davison до того, как последний ушел в группу The Nice. Приход Ньютона в Spice совпал с записью в студии. Spice работали над синглом ‘What About The Music»/»ln Love», вскоре вышедшем на фирме United Artists (UA UP 2246) и в настоящее время являющимся коллекционной редкостью. Ньютон играет только на второй песне, так как он пришел в группу, когда первая уже была записана. Предположительно группа тогда записала еще несколько песен, но работа над ними не была завершена.

Spice начинали завоевывать популярность в Лондоне. Они выступали в пабах и колледжах и постепенно приобрели немало поклонников. В начале 1969 года они попали в престижный лондонский клуб Marquee. Их выступления проходили каждую субботу. Примерно в то время в группу пришел барабанщик Алекс Нэпир (Alex Napier). (Пегрэм покинул Spice и далее принимал участие в записях таких групп, как Steeley Span и The Barron Knights). К этому времени в репертуаре Spice произошли значительные изменения: ритм-энд-блюз был забыт, прослеживалась явная тенденция в сторону тяжелого рока, несмотря на присутствие в их музыке значительной доли джазовых влияний. Если была подходящая аудитория, то Spice превращали свои песни в длинные импровизации. На других концертах они могли исполнять свои версии популярных тогда песен. Рекламный буклет тех времен, который удалось найти, гласил: «Материал группы на 60% коммерческий, на 40% — оригинальный». Также в буклете сообщалось, что «обычно в концерте есть несколько по-настоящему интересных моментов, на которые имеет смысл остаться». Бокс и Байрон внесли дополнительную лепту в бюджет группы, работая сессионно на Avenue Records, записывая кавер-версии песен из первой тридцатки хит-парадов. Записи выходили на сорокопятках, что было очень популярно в то время. Spice также записали несколько песен в качестве демонстрационного материала. Они сделали это под именем The Play. К сожалению, эти записи были утеряны.

Итак, группа много работала, и это приносило свои результаты. Однако для того, чтобы двигаться дальше, Spice нуждались в профессиональной помощи. Перелом наступил после удачного концерта в клубе The Blues Loft в лондонском районе High Wycombe. Помимо обычных посетителей и поклонников группы, в зале присутствовал некто Джерри Брон. Ему понравилась группа. После концерта он подошел к ним и предложил им запись в студии. Поначалу он просто хотел посмотреть, смогут ли они на записи воссоздать ту энергию, что у них была на концерте.

Джерри Брон сразу увидел потенциал группы: во-первых, в ней были две сильных сценических личности — Байрон и Бокс; во-вторых, у группы полноценный репертуар, и музыканты были хорошо сыграны между собой. Брон решил, что на эту группу имеет смысл обратить пристальное внимание.

Первая запись доказала, что материал стоит записывать и проект является перспективным. Spice подписали контракт с фирмой Джерри Брона. Настоящая студийная работа началась в июле 1969 года в студии Lansdowne. Потом был перерыв до сентября, и затем — до декабря. В настоящий компакт-диск включены шесть песен, записанные в то время. Они хорошо иллюстрируют, как группа развивалась в музыкальном плане.

Джерри Брон предложил расширить саунд Spice с помощью клавишных. Был приглашен сессионный клавишник Колин Вуд (Colin Wood). Он сыграл на органе, рояле и меллотроне. Это было настольно интересно, что группа решила взять в свой состав клавишника на постоянной основе. Пол Ньютон предложил кандидатуру Кена Хенсли, с которым он играл в группе The Gods.

The Gods по праву входит в состав фамильного древа Uriah Heep. Группа была образована в 1965 году Кеном Хенсли и Миком Тейлором и просуществовала до июня 1967 года, когда они решили распустить The Gods в связи с отсутствием работы. Мик Тейлор ушел играть к Джону Майалу (и впоследствии, как известно, в «Роллинг Стоунз»). Хенсли до встречи с басистом Полом Ньютоном жил в туровом автобусе группы и был фактически не у дел. Отец Пола Ньютона дал Кену взаймы денег, и вскоре The Gods была возрождена. В ее состав несколько раз входил барабанщик Ли Керслейк (который присоединился к Uriah Heep после их третьего альбома), Грег Лейк, один из основателей King Crimson и впоследствии прославившийся в составе ELP, и Джон Гласскок (John Glasscock), позже сделавший карьеру в составе Jethro Tull.

Летом 1968 года Пол Ньютон ушел из The Gods и присоединился к Spice. Хенсли оставался в группе до ее распада в феврале 1969 года. На время он забросил орган и ушел в группу Cliff Bennett Band, где заменил гитариста Мика Грина (Mick Green, ранее играл в Pirate). Группа постепенно трансформировалась в состав с загадочным названием Toe Fat. Хенсли также принял участие в записи нескольких проектов, два из которых — «Head Machine» и «Weed» — весьма ценятся коллекционерами раритетов Uriah Heep. В тот момент, когда Пол Ньютон предложил Кену работу в Spice, группа Toe Fat только что закончила запись альбома, материал для которого в основном был написан Хенсли.

Это было рождество 1969 года. Хенсли был принят в состав Spice, и было решено придумать новое название для коллектива. По всей видимости, название Uriah Heep было предложено Джерри Броном. Альбом был закончен с участием Хенсли, при этом часть уже записанного материала была отложена.

Значение Хенсли нельзя недооценивать. С ним группа быстро выработала свой собственный саунд, основанный на вокальных гармониях и драйвовых гитарных и клавишных партиях в духе Vanilla Fudge. Саунд оттачивался и совершенствовался. К тому же Хенсли принес в группу свой композиторский стиль, который в дальнейшем привел группу на вершину хит-парада.

Однако до свободного плавания под всеми парусами еще было далеко. В течение первого года группа сменила не менее четырех барабанщиков. Алекс Нэпир покинул группу после записи двух песен, вошедших в дебютный альбом Uriah Heep. Вместо нero в группе стал играть Найджел «Олли» Олссон. В этом составе альбом был закончен, он получил название «Very «Eavy… Very ‘Umble» и вышел в июне 1970 на новом лейбле Vertigo Records, дочернем предприятии фирмы Philips. Альбом продавался по цене 42 шиллинга!

Ольссон покинул группу прямо перед записью второго альбома Uriah Heep — «Salisbury». Он стал играть в группе Элтона Джона. Вместо него в Uriah Heep пришел Кит Бейкер из группы Bakerloo (он также был первым барабанщиком Supertramp). Бейкер оставался в группе до октября. Потом его сменил Иэн Кларк (Ian Clarke) из группы Cressida, у которой, как и у Uriah Heep, был контракт на выпуск дисков на лейбле Vertigo. Из-за того, что в тот момент Кларк был связан предыдущим контрактом, его участие в альбоме «Look At Yourself» не было упомянуто на обложке. Только сейчас мы исправляем эту несправедливость.

Born In A Trunk (Spice): Эта тяжелая, роковая вещь была неотъемленой частью концертов Spice. В сборник включены две версии. Первая версия (с вокалом) по своей манере близка к тому, что мы слышим на альбоме «Very ‘Eavy…». Вторая (инструментальная) дает возможность послушать игру барабанщика. Возможно, может показаться, что ударных слишком много. Но в те времена это было очень типично. Кстати, в то время Spice репетировали в Hanwell Community Centre. В этом же здании репетировали Deep Purple, и существует версия, что песня Born In A Trunk была написана как бы в ответ на то, что доносилось через стену от «соседей». Она во многом схожа с теми вещами, которые тогда были в репертуаре Deep Purple. Записана в сентябре 1969 г. (1)

Magic Lantern (Spice): Песня длится 8 минут. Примечательна партия бас-гитары, сыгранная Полом Ньютоном в джазовой манере. Эту вещь группа часто играла на концертах, причем нередко она шла еще дольше. Это была типичная песня Spice, в большой мере определяющая их манеру. В сборник включены все три части композиции без купюр. Записана в июле 1969 г. (1)

Astranaza (Spice): Еще одна очень популярная концертная композиция Spice. Здесь также в большой мере сказывается джазовое влияние. Изначально в композиции было три части, но в сборник вошли только первая и вторая. Третья часть повторяла первую, но запись в этом месте плохо сохранилась, поэтому ее решили не включать в данный компакт-диск. Записана в июле 1969 г. (1)

I Want You Babe (Behind The Green Shed Blues) (Spice): Типичный блюзовый номер Spice, в котором Байрон поет просто фантастически. Было записано несколько дублей, из них только два хорошо сохранились. Один из них представлен на сборнике. На меллотроне играет Колин Вуд. Записано в декабре 1969. (1)

Celebrate (Spice): Несмотря на то, что Spice в основном записывали свои собственные песни, на концертах они продолжали играть кавер-верии известных рок-н-ролльных хитов. Впоследствии рок-н-ролльное попурри входило в концертный сет Uriah Heep начала 70-х годов и даже присутствует на концертном альбоме группы, выпущенном в 1973 году. Джерри Брон выразил желание, чтобы Spice записали кавер-версию песни группы Three Dog Night (члены группы утверждают, что они делали это без особого энтузиазма). Джерри Брон только что вернулся из Штатов, где Three Dog Night произвели на него большое впечатление. Музыканты не восприняли его энтузиазм всерьез, однако записали по его настоянию две версии. Та, что вошла в сборник, представляется наиболее интересной. (1)

School Girl (Spice): Возможно, в концертном исполнении эта вещь была очень хороша, но что касается студийного варианта, то он, что называется, «не дотягивает». Поначалу я не хотел включать ее в сборник, но потом передумал. Во-первых, в ней есть интересное гитарное соло. Во-вторых, это единственная вещь Spice, записанная в студии Lansdowne, которая немного напоминает их ранний, «вычурный» стиль игры. Только для самых преданных фанатов! Записано в июле 1969 г. (1)

Simon The Bullet Freak (Uriah Heep): Эта песня первоначально вышла на канадском и американском вариантах альбома «Salisbury», а позже на стороне В сингла «Look At Yourself» по всему миру. Несмотря на то, что данная версия очень мало отличается от оригинальной, мы не смогли устоять перед соблазном включить ее в альбом. В моем личном хит-параде эта песня занимает одно из первых мест, поэтому я решил пересвести ее, а потом уже думать о том, стоит ли включать ее в сборник. Записана в конце 1970 г. (3)

Here I Am (Uriah Heep): Совершенно непонятно, почему эта прекрасная песня, относящаяся к альбому «Salisbury», не была выпущена в свое время. Это замечательный пример ранних композиторских работ Хенсли, которые он писал для Uriah Heep. Прекрасные вокальные гармонии спеты Дэвидом и Кеном. Центральная часть песни, более тяжелая по звучанию, содержит два гитарных соло, первое — Мика Бокса, второе — Кена. Песню было трудно сводить из-за того, что уровни записи все время менялись. Записана в конце 1970 г. (3)

Why (Uriah Heep): Песня была записана в процессе работы над альбомом «Look At Yourself». Первоначально вышла на стороне В сингла «The Wizard» в 1972 году. До 1991 года не издавалась на компакт-дисках, а в 1991 была выпущена на CD «Rarities From The Bronze Age». В группе эту песню называли «Why… 14 minutes» («Почему 14 минут?») из-за того, что в концертном варианте она имела исключительную длительность. Пол Ньютон рассказывает: «Джерри просто ненавидел эту песню, а нам она так нравилась, что мы продолжали импровизировать еще и еще!» Сохранилась полная версия песни. Качество записи было не лучшим. Можно было воспользоваться только пять треками из восьми. Сама запись представляет собой чисто студийную импровизацию. По духу эта версия напоминает музыку группы Steely Dan. Прекрасный вокал Байрона. Записана в конце 1971 г. (4)

What’s Within My Heart (Uriah Heep): Акустическая композиция, которая, как и предыдущая, была записана во время работы над альбомом «Look At Yourself». Никто из членов группы не помнит подробностей записи. Песня была найдена в конце бобины, на которой было записано несколько дублей «What Should Be Done» (см. ниже). Вполне возможно, что запись была произведена без ведома группы: они просто репетировали, не зная, что магнитофон включен. Эта песня часто включалась в концертный акустический сет. (3)

What Should Be Done (Uriah Heep): Песня была сочинена в студии и через три часа была готова к записи. Данная версия отличается от той, что была выпущена на альбоме «Look At Yourself», своим более раскрепощенным настроением. Записана в 1971 г. (4)

Lucy’s Blues (Uriah Heep): Альтернативная версия оригинала, выпущенного на альбоме «Very ‘Eavy… Very ‘Umble». Вокальная партия исполнена немного по-другому. На американском варианте альбома эта песня заменена на «Bird Of Prey» с альбома «Salisbury». В настоящий сборник включена по причине того, что является раритетом. Записана в январе 1970 г. (2)

Look At Yourself (Uriah Heep): Исходный вариант, сделанный для первого британского сингла группы, но не выпущенный в то время. Базовая запись не отличается от той, что вышла на альбоме. Разница состоит в купюрах, которых в данной версии не менее шести. Перкуссия — группа Osibisa. Записано в 1971 г. (4)

Список музыкантов:

  • (1) Вокал — Байрон; гитара — Бокс; бас — Пол Ньютон; барабаны — Алекс Нэпир (клавишные, если есть — Колин Вуд).
  • (2) Вокал — Байрон; гитара — Бокс; бас — Пол Ньютон; барабаны — Найджел Олсон; клавишные — Кен Хенсли.
  • (3) Вокал — Байрон; гитара — Бокс; бас — Пол Ньютон; барабаны — Кит Бейкер; клавишные — Кен Хенсли.
  • (4) Вокал — Байрон; гитара — Бокс; бас — Пол Ньютон; барабаны — Иэн Кларк; клавишные — Кен Хенсли.

The Lansdowne Tapes. «Когда ко мне обратился Роб и рассказал о том, что ему удалось найти наши старые записи и что он собирается свести их и выпустить, я испытал смешанные чувства. Я подумал: «ОК, они могут быть интересны с ностальгической точки зрения… но больше ни с какой». Роб прислал мне черновое сведение. Я сел и стал слушать, чтобы заново ознакомиться с песнями, большую часть которых я не слышал с 1969 года. Как и следовало ожидать, воспоминания нахлынули на меня… Дэйв, Мик и я, молодые парни, полные оптимизма, взволнованные и энергичные. Я вспомнил, как мы в составе Spice играли в клубах «Wake Arms», «Cooks Ferry Inn», «Marquee»… Мы очень много выступали по клубам и пабам. Это было до того, как мы стали известными и все начали сходить по нас с ума. Песни типа «Magic Lantern» и «Born In A Trunk» — хорошие, старые, верные номера. Здорово было услышать их опять спустя столько лет. Я даже забыл о том, что мы их вообще записывали. Конечно, песни Spice не могут конкурировать с репертуаром Uriah Heep, но они являются достоверным свидетельством того, что мы играли в те давние годы, а заодно и хорошим напоминанием о нашем «старте».

Я с интересом отметил джазовые мотивы, присутствующие во многих песнях Spice. Талант Мика Бокса уже тогда был столь же очевиден, как и сейчас. И, конечно же, вокальный талант Дэвида Байрона. Я уверен, если бы он был жив, он бы с восторгом отозвался об этом сборнике, ведь главной целью его жизни было петь и выступать, на сцене и вне ее. На компакт-диске представлен не только его певческий вклад в группу, но и композиторский.

Чем дальше в семидесятые, тем заметнее вклад Кена Хенсли. Без сомнения, он помог группе обрести свое звучание. Группа Spice умирала, рождалась группа Uriah Heep. Композиторский талант Кена, его игра на клавишных, пение и гитара определили направление группы.

По моему мнению, лучшие песни на этом сборнике — «Why», которая развивается и гипнотизирует, и «Here I Am», замечательная, запоминающаяся песня, типичная вещь Кена. Я считаю, что получился очень хороший сборник старых работ. Надеюсь, что и вы так думаете».

Пол Ньютон, Eastnor, Herefordshire, февраль 1993 года.

Примечание составителя: Я подозревал о существовании этих записей, и моя идея подтвердилась во время работы над проектом «Rarities From The Bronze Age» в 1991 г. (Sequel NE, CD 184). Но одно дело — найти эти ленты, а совершенно другое — отобрать подходящий материал и попытаться восстановить записи. Мы провели много часов, реставрируя ленты, которые когда-то давно были испорчены водой. После этого мы были готовы к переносу всех треков на тот носитель, который позволил бы работать дальше. Нужно было выбрать лучший дубль из множества имеющихся. Мы нашли 14 вариантов песни «I Want You Babe»! Впрочем, большинство из них были незаконченными или не годились для дальнейшей работы. Только после этого начиналось сведение. Большинство материала, что присутствует на этом сборнике, никогда прежде не подвергалось сведению. Кстати, все работы по реставрации и копированию были проведены в студии Lansdowne в октябре 1992 года — спустя 23 года после первой записи группы в этих стенах.

Spice записали также другие песни в начале своей карьеры. Часть их была выпущена в конце 60-х годов на лейбле United Artists. Так как целью данного сборника было показать процесс трансформации Spice в Uriah Heep, я не включил их в данный сборник.

Надеюсь, вы получите такое же удовольствие, слушая этот компакт-диск, какое получил я, работая над проектом.

Robert M.Corich, июнь 1993 г.

 

Этот компакт-диск посвящается памяти двух людей:

Warren D.Eady (1960-1992). Ему принадлежала первоначальная идея данного проекта, и его вдохновение и энтузиазм были бесценными.

Пол Ньютон старший (1922-1992). Человек, без помощи которого группа в свой ранний период, возможно, не могла бы существовать.

 

Мы благодарим Тревора Хенсли, Кена Хенсли, Пола Ньютона, Кита Бейкера, Найджела Пегрэма и Мика Бокса за предоставленную информацию. Выражаем свою благодарность Алану Хартли (UHAS), сотрудникам студии Lansdowne (Адриану Керриджу за старые четырех- и восьмиканальный магнитофоны, а также Пат Доддс, Полу Голдингу, Марку Такеру и Джеймсу Коллинзу за помощь в реставрации и копировании записей), Полу Хатчеру, Марку Барратту и Эрику ван дер Вельде из Native Son, Роберту Холлу, Линде Мэссингэм, Иэну Херрону из Studio 125, и команде RPM — Саймону Робинсону, Марку Стратфорду и Роджеру Допсону.

Версии песен, присутствующие на данном сборнике, ранее не выпускались ни на каких носителях.

Треки 1-13: Первый продюсер — Джерри Брон. Инженер записи — Питер Галлен.

Треки 1-13 Пост-продакшн — Роберт М. Корич.

Трек 14: Продюсер — Джерри Брон. Инженер записи — Питер Галлен.

Треки 1-13: Сведение — Роберт М. Корич и Иэн Херрон в Studio 125, графство Суссекс.

CD-мастеринг выполнен Ником Уотсоном в студии SRT, Кембриджшир, Англия.

Для получения дополнительной информации отправьте почтовый конверт с вашим адресом и маркой или международными почтовыми купонами по адресу: The Official Uriah Heep Appreciation Society, P.O.Box 268, Telford, Shropshire, TF2 6XA, UK*.

© ® 1993 Red Steel Productions

© Перевод Елены Степановой, 1993

* Этот почтовый адрес более не используется.

Author: Elena Stepanova

Этот материал также доступен на другом языке: Английский

, , , , , , , , , , , , , Нет комментариев
Рейтинг@Mail.ru